К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА

2021-12-24T17:02:53+03:00
Шахбоз АБДУВАХИТОВ
PhD, Ташкентский государственный транспортный университет, Ташкент, Узбекистан
Азиз ИСМАТУЛЛАЕВ
докторант, Ташкентский государственный транспортный университет, Ташкент, Узбекистан
Жамол ШИХНАЗАРОВ
ассистент, Ташкентский государственный транспортный университет, Ташкент, Узбекистан
Дурдона УМАРОВА
студентка магистратуры, Ташкентский государственный транспортный университет, Ташкент, Узбекистан
DOI: https://doi.org/10.47689/978-9943-7818-0-1-pp249-252
Ключевые слова:
Аннотация:

В данной работе описан переход системы из одного состояния в другое, который выражается прибытием и отправлением различных видов транспорта в процессе взаимодействия контейнерного терминала (КТ) с внешней средой.

 

Построив вероятностную модель этого явления можно вычислить значения параметров, характеризующие эффективность этой операции. Успешное применение математического аппарата, с применением так называемых «Марковских случайных процессов» [1-4]. Рассматриваются Илесалиевым Д.И. в своей диссертационной работе «Обоснование метода переработки тарно-штучных грузов на перевалочных складах в цепях поставок», данная работа может описать операции такого рода. Исследуемые КТ по теории Марковских случайных процессов, рассматриваются как сложная технико-экономическая система. Как известно, Y={yi}, i=1,n – конечное множество и имеет множество рёбер Z={zi,j}, i,j=1,n. Основные вершины графа состояний работы КТ выглядят следующим образом: y1 ЖД ПРУ; y2 технологический участок таможенный зоны; y3 АВТО ПРУ; y4 технологический участок хранения.

Переходы из одного состояния в другое, описаны следующим образом: z12 выгрузка контейнеров из ЖДТ в таможенный участок; z13 перегрузка контейнеров из ЖДТ на автотранспорт; z14 выгрузка контейнеров из ЖДТ, в участок хранения, минуя таможенный участок; z21 погрузка контейнеров из таможенного участка на ЖДТ; z23 погрузка контейнеров из таможенного участка на автотранспорт; z24 перемещение контейнеров из таможенного участка в участок хранения; z31 перегрузка контейнеров из автомобильного транспорта на железнодорожный транспорт;

z32 выгрузка контейнеров из автотранспорта на таможенный участок; z34 выгрузка контейнеров из автотранспорта на участок хранения, минуя таможенную зону; z41 погрузка контейнеров из участка хранения на ЖДТ; z42

перемещение контейнеров из участка хранения в таможенную зону; z43 погрузка контейнеров из участка хранения на автотранспорт.

На рисунке 1 показан результирующий вид графа состояний КТ.

 

Граф состояний КТ позволяет удобно хранить матрица смежности в формуле (1), а также производить с ним операции.                              

,

 

(1)

 

Рисунок 1. Граф состояний и переходов КТ

 

Под влиянием прибытия и отправления транспорта в процессе функционирования КТ, данная система переходит из одного состояния в другое. Состояния характеризуются большим или меньшим числом технологических операций [1].

Согласно теории Марковских случайных процессов, исследуемые КТ будем рассматривать как физическую систему W с дискретными состояниями W1, W2, … Wn , причём переходы системы из состояния в состояние возможны, только в моменты:  t1, t2, … tk [1]. Случайный процесс, происходящий на КТ, состоит в том, что в последовательные моменты времени, система ведет себя, следующем образом:

W1→ W2 → W4 → W1,                                  (2)

Или же в моменты времени, система может оставаться в прежнем состоянии:

W1→ W1→ W2 → W3 → W4 → W1,                     (3)

Зная ежесуточную статистику прибытия и отправления транспорта можно вычислить среднее время нахождения лов в том или ином состоянии, а также можно определить вероятности состояний Pi(k) после k-шага переходов [1]:

,                            (4)

где Pj(k-1) – вероятность пребывания системы в Wi состоянии, в предыдущий дискретный момент времени (k-1) [1].

На производстве чаще всего, встречаются ситуации, когда переходы системы из одного состояния в другое происходят в случайное время. Описанное выше, связано с неравномерностью прибытия и отправления железнодорожного и автомобильного транспорта. Схема Марковского случайного процесса с непрерывным временем применяется для описания таких процессов [1].

Вероятность Pi(t) того, что в момент времени t система КТ будет находиться в состоянии W1,W2,W3,W4, при этом для любого момента времени t сумма вероятностей равна единице [1].

Вероятностью перехода системы КТ в случае непрерывного времени становится плотность вероятности перехода. Предел отношения вероятности перехода за время ∆t из состояния Wi в состояние Wj к длине промежутка ∆t называется плотностью вероятности перехода λij [1]:

,                                             (5)

где Pij(∆t) – вероятность того, что система КТ, находившаяся в момент t в состоянии Wi, за время ∆t перейдёт из него в состояние Wj.

На рисунке 1 отражен граф состояний системы КТ. Вероятности состояний системы как функции времени можно определить, зная размеченный граф состояний [1]:

P1(t), P2(t),… Pn(t), (6)

Вероятности удовлетворяют дифференциальным уравнениям, определенного вида, называемым уравнением Колмогорова [1]:

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Граф состояния системы КТ в процессе непрерывного времени

,  (7)

При составлении этой системы дифференциальных уравнений можно записать ее таким образом:

,                            (8)

Система уравнений (7) описывает динамику вероятности нахождения КТ в одном из состояний.

Исследованные системы функционирования КТ, по которым можно заключить, что система переходит из одного состояния в другое под влиянием прибытия и отправления транспорта.

Предложена методика определения необходимого количества ПРМ на основе теории “Марковских случайных процессов” в зависимости от взаимодействия различных видов транспорта

Библиографические ссылки:
Илесалиев Д. И. Обоснование метода переработки тарно-штучных грузов на перевалочных складах в цепях поставок: автореферат дис. … канд. техн. наук. – СПб., 2016. – 16 с
Илесалиев Д.И. Влияние расположения проходов между стеллажами на показатели работы склада водного транспорта / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский / Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. – 2015. – Вып. 6 (34). – С. 52-59.
Илесалиев Д.И. Исследования функционирования контейнерного терминала / Илесалиев Д.И., Абдувахитов Ш.Р. // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2019. – № 11. – С. 59-62.
Илесалиев Д.И. Обоснование этапности развития железнодорожного участка Ахангаран-Тукимачи-Сырдарьинская / Илесалиев Д.И., Сатторов С.Б., Махматкулов Ш.Г. // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – № 6. – С. 15-23.
Опубликован
2021-12-24
Материал
Просмотров: 0
Как цитировать
Шахбоз АБДУВАХИТОВ, Азиз ИСМАТУЛЛАЕВ, Жамол ШИХНАЗАРОВ, Дурдона УМАРОВА (2021). К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА. Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте, 249-252. https://doi.org/10.47689/978-9943-7818-0-1-pp249-252
Рубрика
Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте
Конференция
Страницы
249-252
Лицензия
Copyright (c) 2021 Шахбоз АБДУВАХИТОВ , Азиз ИСМАТУЛЛАЕВ , Жамол ШИХНАЗАРОВ , Дурдона УМАРОВА
creativecommons
Это произведение доступно по
лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Article on Google Scholar

Поделитесь Этой Историей, Выберите Свою Платформу!

Заголовок