ПРАКТИКА ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ

2022-01-17T14:54:37+03:00
Гайратова Захро Зафаровна
студентка 3-курса, факультет международного права и сравнительного правоведения, Ташкентский государственный юридический университет E-mail: gayratovazaxro01@gmail.com
Ключевые слова:
Аннотация:

Раньше о киберпреступлениях имелись только редкие примечания, но за короткое время киберпреступность распространилась так, что не только заключает в себе угрозу для отдельных государств, но и стала глобальной проблемой мира. Коротко говоря, киберпреступность стала проблемой 21 века. Самыми распространенными преступлениями в киберпространстве стали хищения, совершаемые путем обмана. Такие как; платежное мошенничество; мошенничество с предоплатой; скимминг; фишинг; мошенничество в электронной торговле.

Модернизация компьютерной техники, стремительное развитие информационных технологий порождает значительное изменение преступлений в сфере компьютерной информации, в результате стали появляться такие виды преступников, как фрекеры, кардеры, фишеры. И, конечно же, проблемы противостояния таким хищениям стоят перед мировым сообществом, которое оценивает сложившуюся ситуацию, признавая обязательность принятия международных мер.

В то же время в большинстве стран мирового сообщества признается, что для борьбы с киберпреступностью требуется укрепление правовых мер, совершенствование законодательства, также в сфере уголовного права.

И так, рассмотрим законодательные документы, предпринятые в этих целях:

  • Рекомендация N 89, содержащая список компьютерных правонарушений, принятая 13 сентября 1989 года на заседании Комитета министров Совета Европы;
  • Окинавская хартия Глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 года главами государств и правительств «Группы восьми»;
  • Резолюции ООН, принятые в 1990 году;
  • Рамочное решение по борьбе с мошенничеством и подделкой безналичных платежных средств (2001г), которое обязало каждого участника признать такие деяния, если они совершены умышленно, преступлением

Как мы уже видем значительный вклад в решение проблемы противодействия киберпреступности вносит ООН. Управлением ООН по наркотикам и преступности 2013 года в целях изучения проблемы противодействия, разработки предложений проведено всестороннее исследование проблемы киберпреступности. Для проведения исследования по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН. Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию была создана межправительственная группа экспертов открытого состава, которая определила темы и методологию исследования, приняла к сведению само исследование.

Сегодняшней день уровень развития киберпреступности позволил обойти государственность в любой точке мира и совершить преступления против неизвестного количества граждан и юридических лиц. Большинство киберпреступлений носит транснациональный характер, так как проблема обеспечения безопасности в киберпространстве стоит перед всеми государствами. Законодатели различных государств по-разному подошли к решению проблемы обеспечения безопасности в информационном пространстве, но, важным аспектом остается разработка, принятия и исполнения единого многостороннего документа.

Также стоит проанализировать Конвенцию Совета Европы о киберпреступности, принятую 23 ноября 2001 года (Будапештская конвенция). В настоящий день это единственный глобальный документ международного уровня, являющийся обязательным для государств-участников, который регулирует действия по борьбе с киберпреступностью. Нужно отметить, в 2017 году число сторон Конвенции увеличилось до 56, еще 14 государств подписали ее или были приглашены присоединиться.

  • В 2008 году Российской Федерацией ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе
    с преступлениями в
    сфере компьютерной информации, принятое
    1 июня 2001 года в Минске;
  • Конвенция Лиги арабских государств о борьбе с преступлениями в области информационных технологий, принятая 2011 году;
  • Соглашение Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
  • В 2014 году государства – члены Африканского союза приняли Конвенцию о кибербезопасности и защите персональных данных, сделав акцент на безопасности в информационном пространстве в целом и на законодательстве по содействию электронной торговле;
  • «Мошенничество с использованием компьютера», (Уголовный кодекс Республики Корея ст. 347-2);
  • Закон о неправомерном использовании компьютера, Закон о телекоммуникациях, Закон об электронном сообщении, а также Закон о защите персональных данных, Закон о телевизионных лицензиях, Закон о борьбе с обманом в области социального обеспечения. (Статуты Великобритании);
  • В 1986 году в США принят закон «О мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами». Согласно данному закону, законодательством США компьютерное мошенничество отграничено от традиционного, его суть – доступ к компьютеру и использование компьютера;
  • Также в Уголовном кодексе Турции, Узбекистана, Дании, Китайской Народной Республики, Франции, Швеции, Швейцарии указано ответственность за совершение киберпреступлений.

В Узбекистане вопросами кибербезопасности занимается целый ряд органов, на различных уровнях законадательной, испольнительной и судебной власти. Один из них – ГУП «Центр кибербезопасности Республики Узбекистан».

Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: обзор деятельности международных организаций позволяет заключить, что мировое сообщество активно предпринимает меры по борьбе с киберпреступлениями, прилагает усилия по реформированию законодательства.

Данный момент в зарубежных странах в борьбе с преступлениями, совершаемые с использованием компьютерной информации, применяют разные подходы. В странах, таких как США, ФРГ, Япония, Швейцария, Швеция, Польша, Дания, Корея, КНР, Белоруссия, Армения, хищения, совершаемые с использованием компьютерной информации, выделены в отдельные составы в системе имущественных преступлений. Такие деяния в большинстве своем признаются или хищениями, или мошенничеством и находятся под запретом либо основного уголовного закона страны, либо специального, либо и того и другого.

Библиографические ссылки:
УНП ООН Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Всестороннее исследование проблемы киберпреступности Проект, февраль 2013 года V.13-80699—февраль 2013 года—300
The Commonwealth, 2002. Computer and Computer Related Crimes Bill and Model Law on Electronic Evidence (Commonwealth Model Law) – Содружество, 2002 г. (i) Закон о компьютерных и связанных с компьютерами преступлениях и Типовой закон об электронных доказательствах (Типовой закон Содружества).
Опубликован
2022-01-17
Материал
Просмотров: 0
Как цитировать
Гайратова Захро Зафаровна (2022). ПРАКТИКА ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ. Правовые вопросы противодействия мошенничеству и кибер преступлений, 54-58.
Рубрика
Правовые вопросы противодействия мошенничеству и кибер преступлений
Конференция
Страницы
54-58
Лицензия
Copyright (c) 2021 Гайратова Захро Зафаровна
creativecommons
Это произведение доступно по
лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Article on Google Scholar

Поделитесь Этой Историей, Выберите Свою Платформу!

Заголовок