В данной статье описаны блок схемы алгоритма вместимости контейнерного терминала (КТ), оборудованного портальным контейнерным автопогрузчиком, а также разработанный программный продукт для автоматизации расчета вместимости и перерабатывающей способности КТ в зависимости от типа погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ).
Ведущее место в мире занимают развитые системы грузоперевозок в контейнерах. И доставка этих грузопотоков в установленный нормативный срок через транзитные коридоры, а также совершенствование терминальных технологий логистических центров, оказывающих услуги различным транспортным компаниям. В этом отношении в развитых странах вследствие увеличения их потребности в различных видах ресурсов, уделяется все большее внимание. А именно, совершенствованию мультимодальных технологий перевозки грузов в контейнерах через море и сушу, различными видами транспорта. В этом аспекте уделяется особое внимание эффективному использованию вместимости и перерабатывающей способности контейнерного терминала. Также совершенствованию тех технологий, которые выполняются в терминалах. Особенно при организации перевозок контейнерами грузов по транзитным коридорам через сушу, обеспечивая при этом их сохранность и безопасность грузоперевозок.
В исследованиях по вопросам их конечной потребной вместимости и каждого технологического участка на КТ не до конца изучены. Исходя из грузопотока вопросы совершенствования и унификации существующих методов расчета вместимости и перерабатывающей способности КТ при применении современных ПРМ остаются весьма актуальными.
Основные операции по выявлению рациональной вместимости и перерабатывающей способности выглядят следующим образом [1-4]:
- ввод всевозможных параметров элемента системы (размеры технологического участка хранения, размеры i-го контейнера, технические характеристики типов и видов ПРМ, а также другие параметры);
- определение количества располагаемых контейнеров по длине, ширине и высоте штабелирования;
- расчёт общего количества контейнеров на технологическом участке хранения;
- определение перерабатывающей способности КТ в зависимости от срока хранения контейнеров.
Описание блок схемы алгоритма вместимости КТ, обслуживаемого портальным контейнерным автопогрузчиком:
1 – начало процесса;
2 – ввод параметров. В базы данных (БД) запрашиваются технические параметры портального козлового пневмоколесного крана, пожарная безопасность открытой площадки, строительные нормы и правила проектирования складов, а также другие нормы, и правила, регламентированные законодательством Узбекистана;
3 – расчет количества контейнеров, располагаемых по ширине технологического участка хранения;
4-9 – определение количества контейнеров, располагаемых по длине технологического участка хранения;
10-15 – определение высоты штабелирования контейнеров в зависимости от типа ПРМ;
16 – определение общего числа размещенных контейнеров, которые находятся на участке хранения;
17 – определение общего числа размещенных контейнеров, которые находятся на участке хранения;
18-19 – направленный перебор вариантов оптимальных видов складирования;
20 – определение перерабатывающей способности КТ в зависимости от срока хранения контейнеров;
21 – вывод наиболее рациональных значений параметров КТ;
22 – окончание процесса.
Рисунок 1. Алгоритм определения вместимости и перерабатывающей способности КТ, обслуживаемого портальным контейнерным автопогрузчиком
Окончание рисунка 2. Алгоритм определения вместимости и перерабатывающей способности КТ, обслуживаемого портальным контейнерным автопогрузчиком
По данному алгоритму разработана программа, которая рассчитывает вместимость и перерабатывающую способность контейнерного терминала. Функциональные задачи, которые обеспечивает программа:
- Расчёт вместимости контейнерной площадки в зависимости от типа ПРМ.
- Определение перерабатывающей способности КТ в зависимости от срока хранения контейнеров.
- Визуализация расположения контейнеров на контейнерной площадке.
Рисунок 3. Интерфейс программы
По итогам получено свидетельство об официальной регистрации компьютерной программы. На основании программного обеспечения можно сформировать параметрический ряд КТ в зависимости от ПРМ.
Основная причина разработки программы заключается в том, что контейнерные терминалы не имеют программного комплекса определения вместимости и перерабатывающей способности КТ.
В рамках исследования предложен алгоритм определения вместимости и перерабатывающей способности КТ.
На основе математических моделей взаимосвязи параметров КТ разработаны алгоритмы определения вместимости и перерабатывающей способности КТ.
Также разработаны компьютерные программы для каждого варианта оснащения ПРМ.
Разработанные модели и алгоритмы автоматизации процесса определения оптимальной вместимости и перерабатывающей способности КТ на железнодорожном транспорте позволяют уменьшить ошибочные проектные решения, а также позволят повысить достоверность проектов развития и совершенствованию транспортной сети в целом.
Илесалиев Д.И. Определение оптимальных параметров погрузочно-разгрузочного участка с помощью математических методов / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы: сборник трудов LXXV Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. – С. 227–233.
Илесалиев Д.И. Обоснование метода переработки тарно-штучных грузов на перевалочных складах в цепях поставок: автореферат дис. … канд. техн. наук. – СПб., 2016. – C. 16.
Илесалиев Д.И. Использование различных схем расположения проходов склада тарно-штучных грузов / Д.И. Илесалиев // Логистика: современные тенденции развития. – 2015. – № 1. – С. 174–176.
Илесалиев Д.И. К вопросу о схеме размещения стеллажей на складе / И.Д. Илесалиев // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 99–106.

Это произведение доступно по
лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.