
Современные проблемы интеллектуальных систем. Республиканская научно-практическая конференция. Джизак, 18-19 апреля 2025 г.
85
РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Абдуалиева Дурдона Рустамовна
cтарший преподаватель филиала КФУ в г.Джизак, Джизак
Аннотация:
Целью данного исследования является анализ того, какую важную роль
играет искусственный интеллект (ИИ) в образовательном процессе. В статье исследуется,
как современные ИИ-технологии могут решить ряд проблем в сфере образования, таких как
барьеры доступа к учебным материалам, трудности в обучении и дефицит образовательных
ресурсов.
Ключевые слова:
искусственный интеллект, социальные роботы, интеллектуальные
образовательные системы, образовательная работа, педагогические технологии.
THE ROLE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL
PROCESS
Annotation:
The purpose of this study is to analyze the important role that artificial
intelligence (AI) plays in the educational process. The article explores how modern AI
technologies can solve a number of problems in the field of education, such as barriers to access
to educational materials, learning difficulties and a shortage of educational resources.
Keywords:
artificial intelligence, social robots, intelligent learning systems, education,
learning technologies.
TA’LIM JARAYONIDA SUN’IY INTELLEKTNING ROLI
Annotatsiya:
Ushbu tadqiqotning maqsadi sun’iy intellekt AI ta’lim jarayonida qanday
muhim rol o‘ynashini tahlil qilishdir. Maqolada zamonaviy AI texnologiyalari ta’lim sohasidagi
bir qator muammolarni, masalan, o‘quv materiallariga kirish to‘siqlari, o‘qishdagi qiyinchiliklar
va ta’lim resurslarining yetishmasligi kabi muammolarni qanday hal qilishi mumkinligi ko‘rib
chiqiladi.
Kalit so‘zlar:
sun’iy intellekt, ijtimoiy robotlar, aqlli ta’lim tizimlari, o‘quv ishlari, o‘qitish
texnologiyalari.
Образование является одним из важнейших аспектов человеческой жизни и тесно
связано с развитием других сфер общества, оказывая на них большое влияние. Его роль
невозможно переоценить, так как оно оказывает долговременное воздействие как на
отдельного человека, так и на общество в целом. Проблемы, с которыми столкнулся
образовательный сектор в период пандемии COVID-19, хорошо задокументированы и
привлекли внимание исследователей [1, 82]. Однако эти проблемы не ограничиваются
глобальными кризисами, такими как пандемия; существует множество других барьеров,
препятствующих доступу к образованию, таких как ограниченные возможности для
посещения учебных заведений, трудности в организации очных занятий и финансовые
ограничения. Несмотря на наличие различных решений для этих проблем, данное
исследование сосредоточено на роли технологий, особенно искусственного интеллекта, в
предоставлении эффективных решений для образовательной системы [2, 13].
Искусственный интеллект оказывает влияние на каждый сектор экономики, и
образование не является исключением. Технологические достижения побуждают такие

Современные проблемы интеллектуальных систем. Республиканская научно-практическая конференция. Джизак, 18-19 апреля 2025 г.
86
страны, как Сингапур, Малайзия и Южная Корея, внедрять инновации в своих
образовательных системах. Все более очевидным становится тот факт, что будущее
образования напрямую связано с развитием технологий. По мере того как эти технологии
продолжают развиваться, появляются новые возможности для более эффективного
решения существующих проблем в образовательной сфере [4, 116]. Область
искусственного интеллекта привлекает внимание специалистов из разных областей,
включая экономистов, политиков, военных консультантов, специалистов по безопасности
и педагогов. Это исследование фокусируется на применении ИИ в виде систем
репетиторства, социальных роботов и интеллектуальных образовательных платформ,
стремясь понять их влияние на образование [3, 119].
Умное обучение связано с интеграцией интеллектуальных технологий в
образовательные процессы, что позволяет сделать обучение более доступным и
эффективным. Технологические достижения, изменяющие различные аспекты жизни
общества, в значительной степени влияют и на образовательную сферу, улучшая то, как
студенты взаимодействуют с учебными материалами. Это явление, известное как обучение
с применением технологий, предоставляет новые возможности для гибкости и
интерактивности в обучении, а также делает процесс обучения более доступным для
широкого круга людей [5, 35]. Мобильные устройства и персональные технологии стали
неотъемлемыми инструментами, помогающими преодолевать такие преграды, как время,
место и условия, которые ранее ограничивали доступ к образовательным ресурсам. Это
изменение значительно улучшает традиционные методы обучения, позволяя студентам
учиться в любое время, в любом месте и в своем собственном темпе.
Исследователи рассматривают умное обучение с разных точек зрения [6, 34].
Некоторые из них акцентируют внимание на его универсальности и контекстной
применимости, в то время как другие подчеркивают важность фокуса на контенте и
потребностях учащихся, а не только на технологиях. В любом случае, признается, что
технологии играют важную роль в улучшении образовательного процесса. Умное обучение
соединяет преимущества всепроникающего и социального обучения, создавая
ориентированную на студента образовательную модель, которая делает акцент на
интеграцию технологий и активное вовлечение обучающихся [7, 39].
Основная цель умного обучения заключается в улучшении качества образования
посредством предоставления персонализированного, прозрачного и контекстуального
учебного опыта. Оно ориентировано на улучшение результатов студентов, предоставляя им
возможность решать реальные задачи, а также обучаться в сотрудничестве с другими
студентами и преподавателями. Гибкость умного обучения позволяет учащимся получать
образовательные материалы в любое время и из любого места, что разрушает традиционные
барьеры, мешавшие доступу к образованию. По мере того как технологии умного обучения
продолжают развиваться, ожидается появление новых методов преподавания и стратегий
для эффективной интеграции этих инструментов в учебный процесс [8, 31]. Несмотря на
растущее количество исследований в этой области, умное обучение остается относительно
новым понятием, и его полные рамки, как с технологической, так и с контентной стороны,
еще находятся в процессе разработки.
Ключевые
характеристики
умного
обучения
включают
мотивацию,
самоорганизацию, адаптивность, интеграцию технологий и ориентацию на ресурсы. Более
того, умное обучение часто рассматривается как сочетание формального и неформального
обучения, персонализированного и ситуативного обучения, а также социального и
совместного обучения с акцентом на контент и его практическое применение [9, 12].

Современные проблемы интеллектуальных систем. Республиканская научно-практическая конференция. Джизак, 18-19 апреля 2025 г.
87
Расширяющееся присутствие искусственного интеллекта в различных сферах жизни,
включая образование, подчеркивает его важность в преобразовании образовательных
процессов. Согласно отчёту Horizon 2018 года, использование ИИ в образовании должно
вырасти на 43% с 2018 по 2022 годы, и этот рост будет продолжаться и в последующие
годы. Однако, несмотря на признание потенциала ИИ, многие преподаватели всё еще не
знают о его реальных возможностях и способах применения в учебном процессе. Тем не
менее, очевидно, что искусственный интеллект — это не мимолетная тенденция, а
неотъемлемая часть будущего образования [10, 115].
Искусственный интеллект, являющийся областью машинного обучения, представляет
собой программное обеспечение, способное распознавать шаблоны, делать прогнозы и
адаптироваться к новым данным для генерации новых шаблонов или принятия решений.
Иными словами, ИИ может реагировать на изменения в условиях, что не было
предусмотрено при его первоначальном создании. Он достигает этого через рациональных
агентов, которые принимают целенаправленные решения [11, 180]. Эти агенты выбирают
действия, исходя из предпочтений и с учетом наилучших возможных вариантов из
множества альтернатив.
Роль искусственного интеллекта в образовании охватывает широкий спектр функций,
включая обучение, общение, анализ, оценку и отслеживание прогресса студентов. Эти
системы ИИ могут выполнять функции, которые традиционно выполняются
преподавателями и административным персоналом, такие как оценка работы студентов,
ведение учёта посещаемости и предоставление обратной связи, при этом исключая
человеческие предвзятости и ограничения. Одним из главных преимуществ использования
ИИ в образовании является возможность персонализировать учебный процесс. ИИ
адаптируется к индивидуальным потребностям, стилям обучения и достижениям каждого
студента, гарантируя, что каждый получит необходимую поддержку. Эта персонализация
позволяет студентам учиться в удобном темпе, обеспечивая комфортное и не стрессовое
образовательное пространство [12, 9].
ИИ помогает преодолевать традиционные ограничения образования, такие как
географические барьеры или организационные проблемы. С помощью ИИ-услуг студенты
могут получать учебные материалы, участвовать в занятиях и проходить курсы, не находясь
физически в классе. Это открывает новые возможности для образовательных учреждений,
позволяя им обучать неограниченное количество студентов, поскольку такие задачи, как
регистрация и учёт посещаемости, выполняются системой. Кроме того, возможность ИИ
адаптировать общение с каждым студентом в зависимости от его уровня знаний делает
процесс обучения более эффективным.
Таким образом, искусственный интеллект оказывает трансформационное влияние на
образование, решая проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных
методов. Проблемы, такие как ограниченный доступ к образовательным учреждениям,
нехватка квалифицированных преподавателей и логистические трудности, могут быть
эффективно решены с использованием ИИ. Пандемия COVID-19 продемонстрировала, как
важен ИИ для продолжения образования в условиях кризиса. Широкое распространение
ИИ в образовании подчеркивает его потенциал для революционизации образовательного
процесса и создания новых возможностей для студентов по всему миру.
Список литературы
1.
Абдуалиева Д.Р. Обучение трудовых мигрантов русскому языку как
иностранному. “PEDAGOGS” international research journal. Volume-31, Issue-1, 2023. -с.82.

Современные проблемы интеллектуальных систем. Республиканская научно-практическая конференция. Джизак, 18-19 апреля 2025 г.
88
2.
Абдуалиева Д.Р. Обучение морфологии на узбекском языке. Eurasian Journal of
Academic Research. Volume 3 Issue 4, 2023. -с.13.
3.
Abdualieva D.R. Open online courses in teaching Russian as a foreign language. Eurasian
journal of social sciences, philosophy and culture. Volume 3Issue1,2023.-с.119.
file:///D:/Work/Innovative%20Academy/Innovative%20Academy%20journals/EJAR/Main%20d
ocuments%20-%20Asosiy%20fayllar/www.in-academy.uz
4.
Bakhtieva R. M., Abdualieva D.R. Phonetics of the Uzbek Language in Teaching Russian
as A Foreign Language. Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching. Volume 21, 2023.
– с.116. www.geniusjournals.org
5.
Mukhtarovna, K. D. (2022). The theme of motherland in Yesenin’s poetry. In E
Conference Zone (pp. 35-37).
6.
Худойбердиева, Д. (2021). Толкование лирического героя в “Персидских мотивах”
Сергей Есенина. Иностранная филология: язык, литература, образование, (3 (80), 34–38.
7.
Nafisa, K., & Kamola, A. (2024). The Problem Of Teaching Students Lexical And
Phraseological Features In Translation Studies Of Phrasal Verbs In English And Uzbek
Languages. Eurasian Journal Of Academic Research, 4(10), 39-42.
8.
Nafisa, K., & Matluba, D. (2023). Psychological And Pedagogical Aspects Of Research
Into The Problem Of Bilingual Foreign Language Teaching. Conferencea, 31-34.
9.
Tasheva, D. S., & Kubaeva, N. A. (2022). Modern educational technologies in the aspect
of a student-centered approach in teaching foreign languages. Eurasian Journal of Learning and
Academic Teaching, 12, 35.
10.
Kholbaeva, D., & Tasheva, D. (2022). Theoretical And Practical Aspects Of Monitoring
The Acquisition Of Knowledge, Skills And Abilities By Students In The Russian Language In
Universities. Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры, 2(11), 115-118.
11.
Klichevna, A. D., & Salimovna, T. D. (2023). Practical aspects of the formation of a
communicative approach in the development of a linguistic personality in teaching the Russian
language. Periodica Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities, 18, 180-183.
12.
Tasheva, D. (2020). The Methodology for The Development of Unconventional Russian
Language Lessons. In Archive of Conferences (Vol. 11, No. 1, pp. 9-10).
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В АНАЛИЗЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ
УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Абдужабборов Акмаль Алишер угли
докторант 2 курса кафедры «Экономика и менеджмент» Ташкентского
государственного университета Востоковедения в городе Ташкенте
Аннотация:
В статье исследуется роль интеллектуальных систем и цифровых
технологий в оценке и развитии экспортного потенциала регионов Узбекистана в условиях
международной интеграции. Проанализированы текущие проблемы и предложены
рекомендации по эффективному внедрению цифровых инструментов для устойчивого
роста экспорта.